Поведенческий эксперимент (лист)
Поведенческий эксперимент – это методика проверки убеждений клиента. Данная техника показывает себя как крайне полезная и эффективная в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Сутью эксперимента является сбор информации об установках и убеждениях клиента о себе, о других и о мире. С целью проверить их на правильность.
Описание
Поведенческий эксперимент достаточно индивидуален и способен принимать различные формы, в соответствии с уникальными условиями и особенностями ситуации. Однако, чаще всего его можно условно разделить на две группы – «активные» и «наблюдательные». Вот некоторые из их видов:
-
Опросы. Это сбор информации по данной ситуации.
-
Эмпирические исследования – позволяют проверить убеждения.
-
Проверка гипотезы – самостоятельная работа клиента по сбору и проверке информации.
В данном способе работы первична необходимость в четко определенной гипотезе, которую возможно проверить с помощью эксперимента. Данный лист позволит составить каждый шаг поведенческого эксперимента. И прекрасно подойдет для проверки.
Инструкция
Для удобства понимания инструкции, она разбита на семь пунктов. Которые помогут не только терапевту, но и клиенту.
-
Необходимо четко сформулировать убеждение клиента. От этого пункта зависит дальнейшие. Стоит попробовать убеждения типа «Если…, то …».
-
Подумайте над тем, какие условия необходимо соблюсти, чтобы результаты эксперимента были достоверными. Также стоит просчитать сколько раз необходимо повторить эксперимент.
-
Позаботьтесь заранее о методе ведения записи. Каким образом эксперимент и его результаты будут задокументированы.
-
Безопасность клиента и терапевта – всегда первоочередной приоритет. Подумайте, как обеспечить ее.
-
После подготовки проведите эксперимент и при необходимости повторите его.
-
Задокументируйте все результаты и наблюдения. Что Вы заметили?
-
Проанализируйте результаты. Подтвердились ли первоначальные гипотезы или нет? Есть ли другие гипотезы, которые лучше объяснять результаты?