Поведенческий эксперимент (лист)

Поведенческий эксперимент – это методика проверки убеждений клиента. Данная техника показывает себя как крайне полезная и эффективная в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Сутью эксперимента является сбор информации об установках и убеждениях клиента о себе, о других и о мире. С целью проверить их на правильность.

Описание

Поведенческий эксперимент достаточно индивидуален и способен принимать различные формы, в соответствии с уникальными условиями и особенностями ситуации. Однако, чаще всего его можно условно разделить на две группы – «активные» и «наблюдательные». Вот некоторые из их видов:

  • Опросы. Это сбор информации по данной ситуации.

  • Эмпирические исследования – позволяют проверить убеждения.

  • Проверка гипотезы – самостоятельная работа клиента по сбору и проверке информации.

В данном способе работы первична необходимость в четко определенной гипотезе, которую возможно проверить с помощью эксперимента. Данный лист позволит составить каждый шаг поведенческого эксперимента. И прекрасно подойдет для проверки.

Инструкция

Для удобства понимания инструкции, она разбита на семь пунктов. Которые помогут не только терапевту, но и клиенту.

  1. Необходимо четко сформулировать убеждение клиента. От этого пункта зависит дальнейшие. Стоит попробовать убеждения типа «Если…, то …».

  2. Подумайте над тем, какие условия необходимо соблюсти, чтобы результаты эксперимента были достоверными. Также стоит просчитать сколько раз необходимо повторить эксперимент.

  3. Позаботьтесь заранее о методе ведения записи. Каким образом эксперимент и его результаты будут задокументированы.

  4. Безопасность клиента и терапевта – всегда первоочередной приоритет. Подумайте, как обеспечить ее.

  5. После подготовки проведите эксперимент и при необходимости повторите его.

  6. Задокументируйте все результаты и наблюдения. Что Вы заметили?

  7. Проанализируйте результаты. Подтвердились ли первоначальные гипотезы или нет? Есть ли другие гипотезы, которые лучше объяснять результаты?