Поведенческий эксперимент
Поведенческий эксперимент – это методика проверки убеждений клиента. Данная техника показывает себя как крайне полезная и эффективная в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Сутью эксперимента является сбор информации об установках и убеждениях клиента о себе, о других и о мире. С целью проверить их на правильность.
Описание
Поведенческий эксперимент – это методика проверки убеждений клиента. Данная техника показывает себя как крайне полезная и эффективная в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Сутью эксперимента является сбор информации об установках и убеждениях клиента о себе, о других и о мире. С целью проверить их на правильность. Поведенческий эксперимент зарекомендовал себя как надежный способ собрать данные об установках клиента и с помощью полученных данных проверить построенную терапевтом теорию.
Использование в своей практике такого инструмента как поведенческий эксперимент способствует большей положительной динамике в поведенческих, когнитивных и аффективных особенностях клиента, чем использование только вербальных когнитивных техник.
Поведенческий эксперимент достаточно индивидуален и способен принимать различные формы, в соответствии с уникальными условиями и особенностями ситуации. Однако, чаще всего его можно условно разделить на две группы – «активные» и «наблюдательные».
-
Проверка гипотезы А: необходимо проверить существующее убеждение. Например, проверка убеждения о катастрофическом характере определенных телесных ощущений с помощью упражнения на интероцептивную экспозицию. Такой способ используется при лечении панического расстройства.
-
Проверка гипотезы В: это проверка нового убеждения. Примером может выступать ситуация, в которой клиент с низкой самооценкой может проверить новое убеждение: «Я заслуживаю, чтобы со мной обращались также как с другими людьми», настойчиво отвечая «нет».
-
Проверка гипотезы А против гипотезы В: в данном способе сталкиваются исходное убеждение и вновь сконструированное. Например, клиент с обсессивно-компульсивное расстройством (ОКР) сопротивляется побуждению выполнять навязчивые действия, из-за которых «умрет его семья» (гипотеза А), чтобы проверить гипотезу Б «навязчивые мысли не влияют на то, умрут ли люди».
-
Исследование: иногда случается, что у клиента нет идеи о том, что же плохого может произойти. Возможно, он слишком долго избегал беспокоящей ситуации и из-за этого не понимать, что конкретно плохого может произойти.
-
Опрос: применяется, когда у человека есть представление о том, что думают другие люди. Можно провести анонимный опрос и узнать об их навязчивых мыслях, а после попросить оценить гипотетического человека с такими же навязчивыми мыслями.
-
Включенное наблюдение: подходит в тех случаях, когда клиент имеет представление о своих негативных убеждениях, но по каким-либо причинам не готов проверить это на себе.
-
Сбор информации из других источников: хороший пример — это сбор информации из открытых источников, таких как интернет. Клиент может собрать информацию по его запросу в интернете. Например, клиент, ощущающий себя зараженным, может прочесть как быстро организм обновляет все свои клетки.
Инструкция
Первый шаг. Определить целевую установку
Важно правильно определить целевую установку и понять, насколько клиент верит в нее с самого начала. Считает ли он результат предрешенным? Убеждения могут быть:
-
Утверждениями. Например: «если я посмотрю кому-либо в глаза, то этот человек нападет на меня».
-
Скрыты за безопасным поведением, которое используется для дистанцирования от негативных последствий. Чтобы докопаться до убеждения можно попробовать спросить клиента: «Что случилось бы, если бы Вы оказались в такой ситуации, но не использовали бы это поведение?»
-
Не всегда клиент уверен в нем полностью. Для понимания картины было бы очень полезно узнать, насколько крепко убеждение. Хорошей идеей будет попросить клиента оценить силу убеждения по шкале от 0 до 100 либо от 0 до 10.
Второй шаг. Спланировать эксперимент
После определения целевой установку необходимо спланировать эксперимент. Вот некоторые советы по планированию поведенческого эксперимента.
-
Следует тщательно подумать над тем, какой тип эксперимента был бы самым уместным для проверки именно этого убеждения.
-
После выбора типа эксперимента решите, где он будет проходить – в кабинете или же потребуется свежий воздух.
-
Решите какие данные необходимо фиксировать (например, мысли, физические ощущения или поведение других людей). А также решите, чье присутствие необходимо на эксперименте.
-
Необходимо также подумать о безопасности всех вовлеченных в эксперимент. Учитывать стоит и степень готовности клиента, и прочие практические аспекты.
-
Не стоит забывать о проблемах. К ним следует подготовиться. Хорошими вопросами в данной ситуации будут: «Какие проблемы могут возникнуть?» и «Как бы вы с этим справились?».
-
Были определены модели безопасного поведения клиента и решено отказаться от них в ходе эксперимента? (Или сведены к минимуму или их использование будет контролироваться).
Третий шаг. Результат и опыт
После проведения поведенческого эксперимента стоит найти время, чтобы подвести итоги и проанализировать результаты. Подумать над тем, какие результаты достигнуты. Что они говорят о Вас и о других людях. Следует поощрять себя к размышлениям. А вот некоторые вопросы, которые помогут в этом Вам:
-
Что произошло?
-
Чему это научило Вас?
-
Насколько Вы уверены в первоначальных убеждениях?
-
Каково влияние эксперимента на те убеждения, которые были выявлены?
-
О чем говорит результат?
-
Совпадает ли результат эксперимента с Вашими первоначальными убеждениями? Или между ними есть какие-то противоречия?
-
Как результаты эксперимента могут повлиять на Вашу жизнь?
Четвертый шаг. После
После саморефлексии хорошим решением будет закрепить знания, полученные в результате размышления о результате эксперимента. Для закрепления, задайте себе следующие вопросы:
-
Что Вами было выучено в эксперименте, что можно повторить в других ситуациях?
-
Каким образом можно закрепить то, что Вы узнали?
-
Какие еще эксперименты было бы полезно провести?
-
Помог ли эксперимент выработать новые убеждения или точку зрения?
-
Как Вы могли бы применить полученные знания на практике?
-
Что еще Вы бы хотели проверить или изучить?